Адрес:
г. Москва, Фурманный пер.,
д. 9/12; 5 минут пешком
от метро Красные Ворота

Новости

11.12.17

Мы работаем в выходные дни, по предварительной записи. Пожалуйста, звоните, уточняйте свободное время.  

Главная / Ответы на вопросы / Отрицательный опыт общения с психологом

Отрицательный опыт общения с психологом

Здравствуйте!

У меня есть отрицательный опыт общения с одним психологом. Он всё слушал и слушал меня, очень мало говорил, и у меня не было ощущения контакта с ним. Не могу понять, кто в этом больше виноват, он или я? Ведь я очень разговорчивая и, по правде сказать, болтливая.  Но даже если я тоже виновата, ведь он – профессионал, он должен был как-то меня останавливать, направлять, когда я отклоняюсь от темы. А Вы со мной справитесь? Или я такой крепкий орешек, что мне надо идти к суперпсихологам, которые берут по шесть тысяч за час?

Анастасия.

Ответ:

Добрый вечер, Анастасия!

Умение правильно слушать – один из важнейших навыков психолога-консультанта.

В этом вопросе крайне важно не впасть в одну из двух крайностей: слушать чересчур много или слишком мало. В первом случае бесполезно тратится драгоценное время, и у клиента может (как это было у Вас) возникнуть ощущение, что психолог слишком пассивен. Если же слушать слишком мало, то можно помешать человеку рассказать нечто такое, чему он сам не придаёт значения, но что  в действительности может оказаться крайне полезным для консультирования. Кроме того, у человека, пришедшего за помощью, возникнет ощущение, что ему не дали выговориться, проявили недостаточно внимания.

Чтобы избежать этих двух крайностей, необходимо:

1. Максимально быстро произвести так называемую калибровку клиента, то есть понять, что означают его неречевые сообщения (интонации, мимика, жесты, темп речи и т.д.)

- на основе этой калибровки психолог уже достаточно чётко понимает, какого типа сигнал ему подаёт клиент во время рассказа о себе.

- Если клиент подаёт неречевой сигнал типа: «слушайте, я рассказываю нечто важное», то психолог просто слушает,

- Если же клиент подаёт сигнал типа: «ой, я так устала говорить о важном, что мне хочется поговорить о чём-нибудь лёгком, необременительном», то психолог задаёт вопрос, чтобы проверить, не скрывается ли за этим якобы лёгким что-то очень серьёзное. В зависимости от ответа психолог либо изучает вновь открывшиеся обстоятельства либо возвращает клиента к более серьёзной тематике.

2. Уметь правильно формулировать вопросы, помогающие определить, действительно ли речь идёт о чём-то важном или клиент решил отдохнуть или, того хуже, с помощью пустой болтовни «убежать» от действительно серьёзной и мучительной проблемы.

3. Уметь полностью сосредоточить своё внимание на клиенте и всеми средствами (как речевыми, так и невербальными) показать клиенту, что в нём искренне заинтересованы, ему хотят и могут помочь.

Полноценное использование этих трёх навыков, как правило, приводит к желательному результату: клиент чувствует, что ему дали выговориться, но в то же время не позволили бездарно потратить драгоценное время, что в нём действительно заинтересованы и готовы оказать ему качественную профессиональную помощь. В результате между клиентом и психологом устанавливается хороший контакт, являющийся базовым условием успешного консультирования.

Таким образом, Анастасия, я твёрдо надеюсь, что наше сотрудничество окажется плодотворным. Записаться ко мне на консультацию Вы можете по телефонам Центра «Мотив», указанным на сайте.

   С наилучшими пожеланиями,

   Мямлин Вадим Викторович...,

   психолог-консультант, кандидат психологических наук.